Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения
 на примере проекта  «Школьное экскурсионное бюро»

 
Праведная Елена Михайловна,
учитель истории школы
№ 455 Санкт-Петербурга
 
      Жизнь современного человека насыщена информацией. Компьютер, смартфон, планшет стали нашими постоянными спутниками и друзьями. Многие привычные дела мы осуществляем с помощью гаджетов. Общение, покупки, поиск информации и даже путешествия можно осуществить виртуально.
      Компьютеризация пришла и в образование, став одной из ведущих тенденций. Трудно представить современный урок без презентаций, компьютерных тестов, видеофрагментов. Среди множества сетевых ресурсов, объединяющих образовательный процесс с реальной жизнью, обеспечивающих учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении, служат виртуальные экскурсии.  Этот формат  отнюдь не новый и хорошо известен многим пользователям. Крупнейшие музеи мира активно предлагают многочасовые экскурсии по своим залам. Не выходя из дома,  вы можете внимательнейшим образом рассматривать экспонаты и даже общаться с экскурсоводом.
     Проведение урока в такой форме, может являться вполне обоснованной формой обучения. Можно использовать готовые экскурсии, размещенные в Интернете, учитель  может их создавать сам, их могут создавать и дети.
     Этот последний прием мы и решили использовать на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга. Этот предмет в нашей школе изучается в рамках внеурочной деятельности в 5-9 классах. Материал по данному предмету обширен, а возможности посещений  культурные объекты города и области весьма ограничены, поэтому в 2017-2018 учебном году родилась идея осуществить коллективный  проект «Школьное экскурсионное бюро», своего рода банк виртуальных экскурсий по Санкт-Петербургу и пригородам, где каждый участвующий класс представляет свою экскурсию.
      Начать решили с  7 классов.  Учащихся заинтересовала тема «Крепости Северо-Запада». С нее мы и начали работу.
      На первом этапе совместно с учениками были определены цели, задачи и выбраны объекты экскурсии с учетом интересов. Задачами данного этапа являлось знакомство учащихся с крепостями Северо-Западного региона, формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных компетенций; воспитание эстетического восприятия произведений искусства, развитие интереса к архитектурным достопримечательностям нашего края. Задание заключалось в том, что каждый ученик должен был на страницах учебника, научной литературы  и в сети Интернет  найти  информацию по выбранному объекту, сформировать  папку с данными, подготовить план выступления.
На втором этапе учащиеся познакомились с различными видами виртуальных экскурсий, созданных с помощью различных технологий. Затем им  необходимо было оформить материал в электронном виде с описанием «своей» достопримечательности и создать общую графическую карту. Задачами  данного этапа являлось знакомство учащихся с технологией создания виртуальной экскурсии посредством создания графической карты,
использование панорамных композиций (создание горячих точек и переходов), развитие коммуникативных, познавательных и регулятивных компетенций.
На третьем этапе учащимся было  необходимо представить результаты работы, т.е. провести созданную экскурсию. Она проводилась на школьной Конференции проектно-исследовательских работ, где учащиеся смогли выступить в роли экскурсоводов. Каждый получил возможность продемонстрировать свой  вклад в общий проект.  В ходе работы над проектом ребята приняли решение издать рекламный буклет. Его раздали всем присутствующим.   Оценивание работ на конференции  осуществлялось  согласно критериальному подходу (возможные критерии оценивания виртуальной экскурсии: содержание; работа с различными типами данных, качество оформление материалов, представление информации во время экскурсии, указание источников). Обратим внимание, что все критерии были заявлены заранее,  в  их разработке участвовали  учащиеся и учителя.  Проект «Школьное экскурсионное бюро» был высоко оценен жюри. Заметим, что этап оценивания вполне можно пропустить, если мероприятие, где демонстрируется виртуальная экскурсия, не является конкурсным.
Выполненная работа вызвала интерес,  и мы продолжили создание банка экскурсий. К проекту присоединились учащиеся 8 и 9 классов. В 2019-2020 учебном году они создали серию экскурсий «Путешествие по пригородам Санкт-Петербурга». Форма виртуальной экскурсии стала особенно актуальной в условиях коронавирусных ограничений.
В настоящее время работа над проектом продолжается.  Особо отметим, что этот вид обучения  интересен детям, и они охотно в него включаются, привлекают друзей. Большую помощь нам оказывали родители, они же были самыми внимательными и заинтересованными экскурсантами.
Виртуальная экскурсия для всех  – это способ перемещаться в различные места и знакомиться с достопримечательностями в любое время и любую погоду.
Виртуальная экскурсия для школы -  инновационная  форма учебной деятельности, направленной не только на получение предметных знаний, но и на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствует повышению интереса к культурному наследию родного края и страны.
            
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»